alex_virt ([info]alex_virt) wrote,
@ 2009-02-08 17:15:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:синематографъ


"Жизнь других (Das Leben der Anderen)", реж. Florian Henckel von Donnersmarck

По огромному количеству хвалебных рецензий и отзывов, которые собрал этот фильм я понял еще до просмотра, что это это Хороший Немецкий Фильм, вроде Der Untergang – добротно сработанный, длинный, обстоятельный, нудноватый, но не лишенный интересных моментов, с актерскими работами на хорошем среднем уровне и с одним-двумя актерами, которые на этом среднем уровне выделяются в лучшую сторону. Словом, сытное и питательное, но тяжелое на желудок блюдо мясной немецкой кухни. Таким он и оказался.

Я его посмотрел с интересом, но довольно специфическим: я люблю фильмы про подслушивание, подглядывание и всяческий вуайеризм. Тем, кто этой интерес разделяет, рекомендую охотно, остальным может и не понравиться.

Не смотря на всю его немецкость, фильм сделан по отчетливо американским стандартам. Молодой западный режиссер с дворянскою фамилией, не нюхавший социализма даже в юности, снимал историю про ГДР и штази так, как ее хотели бы видеть на западе, прежде всего, в Америке, работал с прицелом на Оскар и попал.

Сюжет фильма хорошо просчитан и сконструирован. В нем есть все необходимое, и нет ничего лишнего – к сожалению, ибо для хорошей жизненной истории, способной зацепить зрителя, лишнее важнее необходимого.

История про лояльного и успешного писателя, которого подслушивает штази только потому, что его подруга-актриса имела несчастье понравиться влиятельному министру*, и последний жаждет устранить соперника, показана в атмосфере одновременно исторической и в то же время по-голливудски антиутопической, среди серых стен, блекло одетых людей, опущенных в страхе взглядов, пустынных улиц, по которым изредка протарахтит одинокий Трабант, под зудение неоновых ламп и клацанье пишущих машинок. Даже музыка в унылом ночном баре звучит, словно пропущенная через фильтр, убирающий все живые ноты.**

Гауптман Визлер днями сидит в наушниках на холодном чердаке, уставленном аппаратурой, и фиксирует подробности писательской жизни, затем возвращается в свою аккуратную одинокую квартиру, смотрит новости о надоях кукурузы и коротает вечер, следя в бинокль за соседскими окнами, не спекулирует ли кто на дому (одна из удаленных сцен), иногда развлекается с приходящей проституткой, при этом даже не расстегивая верхнюю пуговицу рубашки…

Эволюция этого слуги режима, верного идеалам и беспощадного к врагам рейха, который постепенно проникается сочувствием к своим подопечным и становится их ангелом-хранителем (и отчасти пуппенмайстером-манипулятором) – самая сложная роль в фильме, и Ульрих Мюэ сыграл ее превосходно. (Вернее, в фильме две превосходных актерских работы, но о второй ниже).



Роль Визлера написана довольно схематично и не очень убедительно, но Мюэ удалось по-настоящему оживить его – он безусловно прекрасный актер. К сожалению, во время съемок он уже был смертельно болен и умер через год после выхода картины.

Визлер напоминает персонаж Джина Хэкмана в другом оскароносном фильме о подслушивании – "Разговор (The Conversation)", и думаю, что это сходство было намеренным (кстати, сцена, когда писатель выковыривает микрофоны и выдирает проводку в квартире, отчетливо рифмуется с финалом "Разговора"), но при внешнем сходстве это очень разные характеры. Как манерой так и виртуозностью игры Мюэ, скорее, похож на Кевина Спейси. Американцы, кажется, затевают римейк. Если бы главную роль играл Спейси, это имело бы смысл.

К сожалению, другие главные герои не столь хороши. Себастьян Кох, который понравился мне в "Черной книжке", ничем особенным не порадовал. Его драматург Драйман вышел ни рыба, ни мясо – да, симпатичный мужик, хиппово-небрито-безгалстучный, но не более. Конечно, он писатель-конформист, но все же… Его подруга (Мартина Гедек) – еще хуже, в некоторые моменты она была просто отталкивающей – это мое субъективное мнение – но и, объективно говоря, не та женщина, чтобы устраивать из-за нее такую тяжбу и ставить на уши госбезопасность. Вот если бы они пригласили Карис ван Хаутен!



И еще один актер, кроме Ульриха Мюэ, заслуживает всяческих похвал – Томас Тиме, играющий министра Хемпфа. Мерзкий швайноподобный аппаратчик, который при новом режиме устроился еще лучше, чем при старом, и продолжает обделывать свои гешефты, получился у него стопроцено убедительным. Этот типаж знаком жителям всех постсоветских государств, даже тем, кто не застал социализма, но просто смотрит новости по телевизору. Кстати, актер в свое время сам пострадал от штази и даже сидел в тюрьме, так что, я думаю не без удовольствия поиздевался над своим прежними гонителями.



Другой недостаток этого, в общем, хорошего фильма тот же, что и в других, в общем, хороших фильмах – сценарий про умного и сообразительного героя написан людьми, не настолько умными и сообразительными, как их герой. Поэтому им приходится выставлять его антагонистов дураками***, а зрители при просмотре вынуждены, так сказать, suspend свой disbelief.

Мне по просмотре стало даже несколько обидно за штази. Конечно, в отличие от разведчиков, борцы с диссидентами были не семи пядей во лбу, но идиотами они, конечно не были.

<SPOILER> Что должен был сделать Визлер, вместо того, чтобы за Драймана сочинять пьесу про Ленина, так это позвонить ему и сказать:"товарищу гауптману понравилась ваша шутка про Мерседес". </SPOILER> Но это было бы уже совсем другое кино…

------------------------------------------
* Может я чего не понимаю в ГДР-овской жизни, но какие полномочия имеет министр культуры(?!) устраивать слежку за кем-либо? Конечно, он мог бы попросить по-дружески министра госбезопасности, но напрямую отдавать приказы гебистам, вызывать их на ковер и дрючить за неисполнение – это, по-моему, слишком.

** ГДР не была "самым веселым бараком соцлагеря" – на эту роль всегда претендовала Венгрия (при этом и по уровню самоубийств она была на первом месте, перед ГДР) – но и не была такой серой безжизненной антиутопией. Даже СССР таким не был, а уж в немецком государстве рабочих и крестьян и снабжение было получше, и некоторые вольности, недоступные совгражданам, дозволялись, вроде пива за обедом и приятного отдыхаTM после трудового дня.

Может, камрад [info]neuraum прокомментирует?

*** Либо, как в вышеупомянутом "Разговоре", заставлять героя совершать нехарактерные для него глупости.




(8 comments) - (Post a new comment)


[info]vinki
2009-02-08 11:27 pm UTC (link)
Спасибо за рецензию. Буду смотреть!

(Reply to this)


[info]izhkul
2009-02-09 01:56 am UTC (link)
Я посмотрел этот фильм довольно давно. Поначалу я тоже решил, что это о фильм о плохой ГДР, о тупой штази, и т.п. Даже разозлился, решив, что автор отрабатывает соцзаказ.

А потом, через пару дней, когда детали визуального ряда стерлись из памяти, пришло понимание, что этот фильм о человеке, для которого слово "честь" - не просто слово.

Он сам по себе мерило нравственности, не нуждающееся в каких-либо оценках, и действует бескорыстно, осознавая, что он может потерять работу, сесть в тюрягу...

И о том, что в любой иерархической системе, вне зависимости от социального строя, возможны подобные коллизии, когда винтик, считая систему безнравственной, восстает против неё.

(Reply to this) (Thread)


[info]alex_virt
2009-02-09 02:55 pm UTC (link)
А писатель его отблагодарил по-своему, по-интеллигентски – вставил в роман.

>Поначалу я тоже решил, что это о фильм о плохой ГДР, о тупой штази

Нет, я его воспринял как человеческую драму, преже всего, а плохая ГДР – это мера представления современного западного человека.

(Reply to this) (Parent)


[info]amgirl
2009-02-09 02:22 am UTC (link)
да помню, хороший фильм

(Reply to this)


[info]ingr
2009-02-09 03:06 am UTC (link)
Видел давно но запомнил.
Несогласен что голивудский,скорее "среднеевропейский на немецкую тему" - таперича так модно(уже лет десять)....
Хотя местами про эстетику забываешь,три-четыре отличные актёрские работы.

(Reply to this)


[info]neuraum
2009-02-09 08:29 am UTC (link)
В идеологическом плане ГДР видела себя в самом тяжелом положении из всех стран соцлагеря - легитимировать свою систему по соседству с Западной Германией действительно было непросто. Народ-то один, как ни крути. Тут и довольно интенсивный культурный обмен, и личные связи, которые даже на пике Холодной войны никогда не удавалось свести к желаемому минимуму. И, конечно, западногерманское ТВ, которое принималось большей частью жителей ГДР. В этом смысле довольно высокий уровень жизни по меркам СССР не играл никакой роли. Он все равно проигрывал в сравнении с главным конкурентом.

Штази с его аппаратом слежки за собственными гражданами был действительно монстром. КГБ, пожалуй, отдыхает. Без малого 100 тыс. человек работали в аппарате и еще столько же сотрудничали неофициально (что не значит, что бесплатно). Для страны с населением в 16 млн. это огромные цифры.

А фильм трогательный, да. Просто хорошая человеческая история.

И сюжет с Хепфом - более чем жизненный. Таких немало. Несколько месяцев назад в "Шпигеле" был материал про Gazprom Germania - там в высшем менеджменте правят бал бывшие партийные функционеры и сотредники Штази. У всех связи в России еще по прошлым временам.

(Reply to this) (Thread)


[info]alex_virt
2009-02-09 10:08 pm UTC (link)
Спасибо за экскурс.

Да, фильм действительно хороший. Я, правда, писал больше о недостатках, но так получилось по контрасту со всеобщими восторгами.

Интересно, что было бы писателю, если бы машинку нашли? Судя по комментам на IMDB, некоторые зрители уверены, что смертная казнь или пожизненное.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]neuraum
2009-02-10 08:33 am UTC (link)
Посидел бы несколько месяцев, а потом бы ФРГ его выкупила, как это широко практиковалось. 50-100 тыс. марок - и политзаключенный освобождался, его лишали гражданства и выдворяли из страны.

(Reply to this) (Parent)


(8 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…